Музыкальный слух передается по наследству
Музыкальный слух: источники одаренности

Чтобы разобраться в сути термина «музыкальный слух», следует четко понимать различия между звуками. В профессиональной среде их принято разделять на две группы:
- Шумовые — для них легко определяются такие параметры, как громкость, продолжительность, тембр, но очень сложно понять высоту.
- Музыкальные — четко выделяется число колебаний в секунду, воздействующих на барабанную перепонку (высота).
Большинство музыкальных педагогов утверждают, что всему можно научиться. Нередко проблема заключается в нескоординированности голоса и слуха. То есть человек способен различать всю насыщенность музыки, но не может ее воспроизвести.
«Счастливый, кто может быть композитором и исполнителем» (Фредерик Шопен)
Как понять, есть ли музыкальный слух? Для этого можно воспользоваться простыми тестами на выявление одаренности у детей. Например, спеть песню. Попросите знакомых посмотреть со стороны, совпадает ли ритм, тональность и тембр с оригиналом. Но даже если диагностика не дала положительного результата — не отчаивайтесь. Все можно поправить. Существует специальная дисциплина, позволяющая развить нужное качество, — сольфеджио.
Любая уникальная способность человека вызывает неподдельный интерес и часто обрастает всевозможными мифами. Попробуем отделить популярные выдумки от доказанных фактов.
Интересные сведения о музыкальных задатках
1. Возраст негативно влияет на полноценное восприятие звука . Ученые доказали, что одаренные дети различать частоты до 30000 колебаний в секунду. С течением времени эта функция ухудшается, и в 50–60 лет восприятие снижается до 10–15 тысяч. Для сравнения: хоровое пение выдает диапазон в 25000 кГц. Получается, что пожилые люди просто физически не могут оценить всю насыщенность звука.
2. Музыкальный слух передается по наследству . Долгое время ученые считали это вымыслом. Но недавние исследования показали, что у людей, обладающих талантом к музицированию, в нижней лобной извилине правого полушария содержится большее количество белового вещества, чем у их менее одаренных родственников. Это говорит в пользу генетической зависимости.
3. Мужчины и женщины ощущают музыку одинаково . Это не совсем верно. Представители прекрасной половины слышат больший диапазон частот, чем сильный пол. Скорее всего, это связано с тем, что в древности именно самки первыми предупреждали стаю о надвигающейся опасности.
4. Одаренность зависит от места проживания . Вернее от языка, на котором разговаривает человек. Существует группа народностей, общающихся на «тональных» наречиях. Например, японцы и китайцы. Их речь наполнена различными эмоциональными переходами, от которых во многом зависит суть сказанного. Тестирование, проведенное учеными из США, показало, что различить сложные звуковые тона смогли больше половины коренных жителей Азии и всего 14% носителей английского языка.
5. Музыкальный слух — гарантия красивого голоса . Качество воспроизведения различных мелодий в большей степени зависит от умения использовать свои голосовые связки, чем от наличия способности различать высоту звука.
«Солисту на сцене недостаточно выдавать верные ноты — важно добиться истинного звучания» (Эрик-Эммануэль Шмитт)
6. Талант невозможно приобрести или улучшить . Мнение о том, что способности к музыке невозможно развить —– ошибочно. Многие люди, которые занимались в детстве в музыкальной школе, помнят, как на первых занятиях не получалось воспроизвести самые простые звуки. Но со временем это удавалось все лучше и лучше.
7. Некоторых людей невозможно научить петь . Действительно, непреодолимым препятствием на этом пути может стать отсутствие чувства ритма. Если вы не можете «отстучать» мелодию, то воспроизвести песню вряд ли получится. Но, к счастью, процент таких людей очень мал (не более 5%).
Из всего вышесказанного становится ясно, что музыкальный слух — уникальная способность, заложенная природой и требующая развития тренировками. Нет ничего невозможно. И если сильно желание красиво петь или играть на музыкальном инструменте, то этому можно научиться. А отговорки о медведе, наступившему на ухо, — всего лишь оправдание собственной лени.
Музыкальный слух — это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).
Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это нечто уникальное, дар, данный человеку от рождения. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.
Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».
Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:
— абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном
— относительный слух — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.
— внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес
— интонационный слух — способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.
Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.
В разном возрасте люди слышат музыку по-разному
Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30.000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20.000, а к шестидесяти годам он снижается до 12.000. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25.000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.
Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух
Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.
Мужчины и женщины слышат музыку одинаково
На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.
Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек
Неверно. Это доказали исследователи при Калифорнийском университете, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых, в зависимости от интонации, одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык — не тональный.
У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот. Таким образом, если язык человека музыкален — с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.
Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашей памяти всю жизнь
Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки.
Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в «чуланы» долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих «закромов» и проиграть их в нашем мозгу.
Музыкальный слух передается по наследству
Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.
Животные не имеют музыкального слуха
Не совсем так. Они просто слышат музыку иначе. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30.000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50.000 до 100.000 колебаний, то есть улавливают даже ультразвук.
Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.
Музыкальный слух — это дар от рождения и его невозможно развить
Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут.
Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А всему остальному научить можно. В том числе развить музыкальный слух. Было бы желание.
Музыкальный слух — редкость
Ошибается тот, кто так утверждает. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним?
Высшая стадия развития музыкального слуха — абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха.
Низший уровень развития слуха — внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.
Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.
Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь
Это действительно так, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения.
Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты.
На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности. То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного — нет пределов совершенству. Главное — иметь желание и не сомневаться в своих способностях.
Комментарии 0
Музыкальный слух передается по наследству?
У моих родителей нет музыкального слуха, а у меня музыкальный слух, а еще знакомая музыкант, а родители ее вообще глухонемые.
То есть, если у обоих родителей имеется музыкальный талант, то больше 70% детей его наследуют. Если только один родитель одарён, то наследуют 60% детей. Если ни у одного родителя не наблюдается способностей, то только 15% детей получаются одарёнными.
Поэтому некто Шайнфилд заключает, что объяснить такую статистику можно тем, что за слух отвечают несколько генов, по крайней мере, два. И приводит пример Тосканини, который родился в немузыкальной семье.
Спасибо! Интересная инфа. Тока смущает их процентная статистика. Согласно ей, выходит, что с каждым поколением ушастых людей должно бы становиться всё больше и больше. Учитывая время существования человечества, при таких условиях, уже 99,9% населения обладало бы музыкальным слухом)
У моих родителей нет музыкального слуха, а у меня музыкальный слух, а еще знакомая музыкант, а родители ее вообще глухонемые.
Спасибо за ответ!
У моих родителей не было слуха, у меня идеальный и чуство ритма, музыкалку закончила.
И Вам спасибо!
Остальные ответы не по теме.
21. Pimun | 19.01.2013, 14:45:04 [1515603403]
Мои родители петь не умеют, а мы с сестрой с детства пели хорошо, потом у нее голос сел, я пела много- поэтому стал садиться, но еще есть)))))и вроде б превратился в симпатичный альт, выше не пою, только головным резонатором, слух у меня тоже абсолютный, в 4 года хорошо подбирала песенки для прослушивания детей среди девятилетних.
22. Pimun | 19.01.2013, 14:46:16 [1515603403]
И, кстати, не припомню ни одного родственника своего с голосом и слухом. Вот что странно.
23. Вячеслав | 05.03.2013, 18:55:17 [3392050809]
Поверьте мне,я оттарабанил семь лет в музыкалке и часто оценивал людей,те у кого был слух(от родителей в 80%(случаев) пели хорошо,у кого не было-за семь лет никаких подвижек.И кстати он не обязательно передаётся именно от родителей,ну у меня ещё прабабушка музыкальная была по отцу,потом,бабушка,потом тётя и отец и все со 100% слухом,дети тёти и я с братом тоже со 100% слухом.Так вот о родстве-я знаю женщину,у которой нет музыкального слуха,а у её матери был и он есть у её детей.Так что,вполне возможно,что ген достался вам от далёких предков.
24. Катя | 08.09.2013, 01:22:14 [185923197]
Мои родители и вообще родственники далеки от музыки, а у меня первый сопрано эстрадно-джазовый вокал, я начала петь почти как только стала говорить, пела и сольно и дуэтом и в хоре и в ансамблях и в школе и в музыкалке и просто от ДК сейчас пою в ансамбле народной песни, не совсем моя манера, но я стараюсь не могу без музыки не могу без песен, а сыну 5 лет слух есть, но не идеальный и не певец. жаль но на гитару отдам обязательно, как раз и меня игре на гитаре научит
25. Estelica | 07.10.2013, 11:01:16 [4159255334]
Музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности. Пойте, играйте на инструменте, танцуйте, активно слушайте музыку. Читайте здесь: http://orasulmd.org/kak-razvit-muzykalnyj-slux-razvitie-muzykalnogo-sluxa/
Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.
Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.
Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.
Сетевое издание «WOMAN.RU (Женщина.РУ)»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+
Copyright (с) 2016-2017 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора): [email protected]
Музыкальный слух.
Музыкальный слух - это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).
Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:
абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном
относительный слух - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.
внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес
интонационный слух - способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.
Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина - сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.
В разном возрасте люди слышат музыку по-разному. Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30 000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20 000 колебаний в секунду, а к шестидесяти годам он снижается до 12 000 колебаний, в секунду. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25 000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.
Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух. Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.
Мужчины и женщины слышат музыку одинаково. На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.
Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек. Неверно. Это доказала исследовательница из калифорнийского университета, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых в зависимости от интонации одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык - не тональный. У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот. Таким образом, если язык человека музыкален - с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.
Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашем мозгу всю жизнь. Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки. Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все-равно способна извлечь её из своих "архивов" и проиграть в нашем мозгу "по памяти". Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в "чуланы" долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих "закромов" и проиграть их в нашем мозгу.
Музыкальный слух передается по наследству. Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.
Животные не имеют музыкального слуха. Они просто слышат музыку по-другому. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30 000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50 000 до 100 000 колебаний в секунду, то есть улавливают даже ультразвук. Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.
Музыкальный слух - способность, которая дается свыше и которую невозможно развить. Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут. Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А вот всему остальному научить можно, в том числе и музыкальному слуху, было бы желание.
Музыкальный слух - редкость. Неверно. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним? Высшая стадия развития музыкального слуха - абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха. Низший уровень развития слуха - внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь. Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.
Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь. Это правда, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения. Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты. На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности. То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного - нет пределов совершенству. Главное - иметь желание и не сомневаться в своих способностях!
Популярные мифы.
Популярные факты.
Популярные советы.
Популярные предложения.
Реферат: Музыкальный слух Музыкальный слух
Музыкальный слух — это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.
Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).
Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:
абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном
относительный слух — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.
внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес
интонационный слух - способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации
Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.
Многие люди завидуют тем счастливчикам, которых природа наградила музыкальным слухом. Но правда ли, что это – дар, который у одних есть, а другим «не дано»? Правда ли, что музыкальный слух невозможно развить, если тебе «медведь наступил на ухо»?
Правда и вымыслы по поводу музыкального слуха:
^ В разном возрасте люди слышат музыку по-разному.
Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30 000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20 000 колебаний в секунду, а к шестидесяти годам он снижается до 12 000 колебаний, в секунду. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25 000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.
^ Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух.
Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.
^ Мужчины и женщины слышат музыку одинаково.
Неверно. На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.
^ Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек.
Неверно. Это доказала исследовательница из калифорнийского университета, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов.
Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых в зависимости от интонации одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык — не тональный. У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот.
Таким образом, если язык человека музыкален – с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух
^ Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашем мозгу всю жизнь.
Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки. Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все-равно способна извлечь её из своих «архивов» и проиграть в нашем мозгу «по памяти». Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в «чуланы» долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих «закромов» и проиграть их в нашем мозгу.
^ Музыкальный слух передается по наследству.
Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.
^ Животные не имеют музыкального слуха.
Они просто слышат музыку по-другому. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30 000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50 000 до 100 000 колебаний в секунду, то есть улавливают даже ультразвук.
Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.
^ Музыкальный слух – способность, которая дается свыше и которую невозможно развить.
Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут. Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А вот всему остальному научить можно, в том числе и музыкальному слуху, было бы желание.
^ Музыкальный слух – редкость.
Неверно. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом.
Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним?
Высшая стадия развития музыкального слуха – абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха
Низший уровень развития слуха – внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.
Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают лишь 5% людей.
^ Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь.
Это правда, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения. Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты.
На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности.
То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного – нет пределов совершенству. Главное – иметь желание и не сомневаться в своих способностях!
Еще работы по разное
Реферат по разное
Есн и страховые взносы (внебюджетные фонды). Ответы на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы
18 Сентября 2013
Реферат по разное
Нашы программы отличает новизна тем, активизация детского образного мышления, игровые элементы, адаптация детей в окружающем мире. Программы предусматривают 2
18 Сентября 2013
Реферат по разное
Програма охорони навколишнього природного середовища Дергачівського району
18 Сентября 2013
Реферат по разное
Методическое сопровождение к мимио проекту «город сказок» на базе курсов по интерактивным технологиям мимио
18 Сентября 2013
Источники:
Следующие:
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением