Кому досталось наследство рудольфа нуриева

Ариан Дольфюс - Рудольф Нуреев. Неистовый гений

Следует уточнить, что Нуреев вовсе не собирался оставить своих родственников без средств к существованию. Так, в 1980 году он указал, что пользователями его состояния будут и его близкие, "в частности мать, сестры и их потомство". В 1988 году он уточнил, что фонд в Вадуце должен следить за образованием потомков его сестер и обеспечивать для них приемлемые условия жизни. В апрельском завещании 1992 года оговаривалось имущество, отходившее Розе и Разиде, а также двум племянникам и двум племянницам Нуреева <834>. Роза и Гюзель, жившие на Западе, могли бы получить двести и пятьдесят тысяч долларов соответственно. Кроме того, Розе предоставлялось право пожизненно занимать маленькую квартиру в центре Монако.

Двести и пятьдесят тысяч? Ну нет, это им не подходило. Оскорбленные тем, что им не досталось большего, и настроенные категорически против аукциона, женщины потребовали признания завещания недействительным.

Летом 1993 года Роза и Гюзель добились того, что квартира на набережной Вольтера была опечатана судебное решение обязывало руководство Christie's отложить оба аукциона. Год спустя торги все еще не были проведены.

В Нью‑Йорке, где наследницы пока еще не успели подать жалобу, RNDF активизировал свои действия. Осенью 1993 года квартира в "Дакота Билдинг" без всякой шумихи была продана за 1,8 миллиона долларов.

В Европе торг увяз. Родственницы Нуреева продолжали настаивать на своих притязаниях, которые поначалу большинство наблюдателей расценивали как безнадежные. Однако судебные инстанции отнеслись к спорным моментам с большим вниманием. В начале 1995 года суд высшей инстанции Парижа признал себя некомпетентным, чтобы судить продажу парижского имущества, и предпочел подождать, пока коллеги из судебных инстанций Монако примут решение о правомочности завещания или о признании его недействительным.

Со временем эта война превратилась в настоящий финансовый кошмар. Многочисленные эксперты, судебные приставы, нотариусы и адвокаты стоили целое состояние обеим сторонам. В Christie's с отчаянием взирали на то, как год от года обесцениваются предметы, которые должны были быть выставлены на продажу.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь к концу 1995 года. Временное перемирие между родственниками Нуреева и европейским фондом (BPF) позволило в ноябре 1995 года провести аукцион в Лондоне, а в мае 1997 года противоборствующие стороны пришли к окончательному соглашению. Детали этого соглашения не были опубликованы, но упоминались в судебном решении 1998 года, принятом в Нью‑Йорке. По словам американского судьи, Роза и Гюзель добились получения 1,8 миллиона долларов и, кроме того, Роза имела право пожизненно и бесплатно проживать в квартире в Монако и получать ежемесячную ренту в полторы тысячи долларов. Взамен мать и дочь отказывались от любых новых предъявлений иска.

RNDF надеялся выиграть дело без судебного разбирательства, но юристы настаивали на проведении процесса, находя подозрения родственниц Нуреева серьезными, учитывая "большое влияние, оказанное со стороны г‑на Вайнштейна" в составлении окончательного текста завещания, и то обстоятельство, что "танцовщик на момент составления завещания не обладал достаточной правоспособностью и компетенцией".

Перед судьями прошла целая когорта свидетелей, поведавших о последних месяцах жизни Нуреева. Гюзель клялась, что она всегда была близка к своему дяде, даже готовила ему еду, а Шарль Жюд говорил, что их отношения всегда были конфликтными. Барри Вайнштейн подробно рассказал обо всех финансовых операциях, проведенных с ведома Нуреева, и представил сведения о своей зарплате в фонде - 25 тысяч долларов в год. Джейн Хэрман, Джанет Этеридж, Дус Франсуа, Марика Безобразова, Уолас Поттс, Андре Ларкье, Роберт Трейси - все, кто был рядом с Нуреевым в последние месяцы жизни либо присутствовал при подписании завещаний, дали показания о том, что танцовщик абсолютно не утратил своих интеллектуальных способностей и что он никогда в жизни не дал бы согласия на то, чего не хотел.

Американский судья посчитал, что "Нуреев был очень решительным человеком. Он не был личностью, которой можно манипулировать или которая бездумно подвергается чужому влиянию. И он оставался таким до конца" <835>. Было также отмечено, что Рудольф был далек от того, чтобы принимать все предложения своих адвокатов, и что он даже отказывал им дважды в делегировании своих банковских счетов, "оставаясь верным в этом своей легендарной подозрительности по отношению к любым финансовым советчикам".

Судебное решение в пользу RNDF было с удовольствием принято гомосексуальным сообществом, поскольку речь шла о процедуре по завещанию лица, болевшего СПИДом.

Что касается Розы и Гюзель, то, проиграв американский процесс, они вернулись в Европу, где продолжают и сегодня вести скромную, незаметную жизнь.

На наследство Нуреева претендовал еще один человек - Роберт Трейси. Парень был весьма удивлен, что в апреле 1992 года, при подписании первого завещания, Рудольф обошел его своим вниманием. После смерти Нуреева перед глазами у него был пример любовника Рока Хадсона - Марка Кристиана, который сумел отсудить 5,5 миллиона долларов в свою пользу, заявив о том, что он якобы ничего не знал о вирусоносительстве актера и продолжал регулярные встречи с ним. Роберт Трейси нанял знаменитого американского адвоката, специализировавшегося по бракоразводным делам знаменитостей, и… остался ни с чем. Правда, за 600 тысяч долларов он обязался никогда не писать книгу о Нурееве и не разглашать подробности своей жизни с ним в течение десяти лет <836>. Свои обязательства Трейси сдержал, нарушив молчание лишь в 2003 году, когда дал интервью газете "Гардиан".

Как видите, в течение пяти лет после своей смерти Нуреев заставлял постоянно говорить о себе в юридической хронике. Как сказал Шарль Жюд, "это было в характере Рудольфа - наплевать на то, что дело усложнится, пусть люди сами ищут потом способы решений" <837>. И напротив, Нуреев по достоинству оценил бы тот ажиотаж, с которым происходила аукционная продажа его имущества. Даже профессионалы Christie's были поражены ее масштабом. "Люди ждали в очереди по три‑четыре часа, чтобы посмотреть предаукционную выставку, - вспоминал Бертран дю Виньо. - Примерно так же было только при распродаже имущества Мэрилин Монро" <838> .

В Нью‑Йорке распродажа происходила 12 и 13 января 1995 года, а каталоги были расхватаны за много дней до начала. На продажу выставили пятьсот семь лотов. Christie's рассчитывал выручить от трех до четырех с половиной миллионов долларов… Выручка составила вдвое больше! Балетоманы, коллекционеры, директора музеев, профессионалы шоу‑бизнеса и просто любопытствующие примчались со всех сторон света, чтобы посмотреть, как жила обожаемая ньюйоркцами суперзвезда. (После аукциона сотрудники Christie's составили "Список десяти самых идиотских вопросов, заданных посетителями". Среди вопросов были и такие: "А Нуреев будет еще танцевать?", "Он жил в XVII или в XVIII веке?", "А чем занимается Christie’s по жизни?")

"Это была даже не распродажа, а спектакль, словно мы присутствовали на мировой премьере, - вспоминала преподавательница университета из Англии Джоан Бридгман, приехавшая в Америку со своей сестрой‑балетоманкой. - Газеты представили это событие как лучшее бесплатное шоу в городе. И люди действительно приходили, как в театр. В первый вечер многие были в вечерних платьях. Публика аплодировала, выражая свой восторг, веселилась, когда аукцион застопоривался. Фаны комментировали костюмы, делились своими воспоминаниями… Участники аукциона набавляли цену как попало. То есть, я хочу сказать, это были не те обычные торги, на которых профессиональные покупатели спокойно набавляют цену. Фаны Нуреева во что бы то ни стало хотели обладать частицей своего кумира. Конечно, многие были огорчены слишком высокими ценами, но прежде всего им хотелось вновь пережить эмоции, как когда‑то на спектаклях, о которых им напоминали потрепанные костюмы…" <839> .

А цены и в самом деле превышали все допустимые пределы. Десять картин покрыли все рекорды продаж.

Портрет Лорда Таунсхенда работы Джошуа Рейнолдса, оцененный в 350–450 тысяч долларов, ушел за 772 тысячи. Картина Фюссли, оцененная в 500–700 тысяч, была продана за 761 500 долларов. Цена огромной кровати с балдахином елизаветинской эпохи с пятнадцати тысяч поднялась до 255 500 долларов. Три желтоватых канапе, ранее принадлежавших Марии Каллас, при стартовой цене в 6–8 тысяч ушли за 43 700 долларов, а изящный канделябр из муранского стекла, оцененный в 25 тысяч, обошелся своему покупателю в 338 тысяч долларов, то есть первоначальная цена была превышена более чем вдесятеро.

Глава 16. Наследство и наследие

Глава 16. Наследство и наследие

Его личные вещи были распроданы с аукциона «Кристи». «Таймс» опубликовал рекламу этого аукциона Потанцуйте дома с любимой вещью Нуриева!» Слоган был подобран правильно, и спустя несколько недель здание «Кристи» штурмовала толпа поклонников умершего танцовщика считается, что там было не менее пятидесяти тысяч человек.

Его особняк «Дакота» с видом на Центральный парк Нью-Йорка был набит всевозможными редкостями, собранными Рудольфом. В этом особняке Рудольф прожил более десяти лет, там он принимал Марго Фонтейн, Леонарда Берстайна, Джерома Роббинса, Жаклин Кеннеди. Его дом был роскошно декорирован и обставлен. Но с молотка пошли не только картины и гобелены, продавалось все, даже его личные вещи: пиджак из змеиной кожи, стоптанные балетные туфли, его балетные костюмы.

Особенно много оказалось балетных туфель, подчас совершенно сношенных, многократно подклеенных и залатанных. Нуриев не переносил расставания с привычной балетной обувью и трудно привыкал к новой, поэтому его костюмеру приходилось вновь и вновь чинить старую. Устроители аукциона явно недооценили стоимость этих вещей, назначив за самые сношенные туфли стартовую цену в 40–60 долларов, а за новые 150–200. К тому же они подпортили товар, прилепив туфли к витринному стеклу двусторонним скотчем, и липкая лента содрала с туфель многолетнюю пыль и грязь — патину выступлений. Но несмотря на это, к концу дня одна из самых старых пар ушла более чем за девять тысяч долларов.

«После того, как умру, — вспоминал Шарль Жюд слова Нуриева, — пройдет немало времени, прежде чем они разберутся с моим наследством». Таки произошло — наследство Нуриева вызвало споры и судебные иски. Как грибы после дождя стали возникать многочисленные фонды «памяти Нуриева», главной целью которых было прикарманить часть его состояния. Его сестра Роза и племянница Гюзель подали в суд — и справедливо.

Он оставил имущество и денежные вклады в Италии, Лихтенштейне, Франции, в Монако, на Карибах и в США. Его состояние оценивалось примерно в 25–30 миллионов долларов. Но при этом он не потрудился нанять хорошего адвоката. специализирующегося по делам о наследстве, не желая платить ему и боясь мыслей о близкой смерти.

Сохранилось два его завещания, противоречащих одно другому. По этим завещаниям основными наследниками танцовщика стали два фонда, созданные самим Нуриевым. Один в Лихтенштейне, другой — в Чикаго. Цель была самая прозаичная — уйти от налогов.

Получив право распоряжаться имуществом Нуриева, фонды первым делом принялись от него избавляться и организовывать распродажи. Родственников танцовщика они попытались попросту обмануть, пользуясь тем, что российским гражданам было трудно получить визу и лично осмотреть причитающееся им имущество: они предложили им в качестве компенсации —. тридцать пять тысяч долларов. В начале девяностых за такую сумму даже нельзя было купить приличную квартиру в Петербурге.

Конечно, эти женщины, не знакомые с законами бизнеса, были легкими жертвами. Они бы остались ни с чем, если бы не помощь одной из подруг Рудольфа. Среди знакомых Нуриева была добрая и отзывчивая женщина — Армен Бали. Армянка по происхождению, она родилась в Маньчжурии и получила хорошее образование, в которое входили и бальные танцы. Переехав в Сан-Франциско, она открыла ресторан «Бализ», оформленный в китайском стиле. Этот ресторан, уже, к сожалению, закрывшийся, стал излюбленным местом встреч танцовщиков русского балета. Армен Бали находилась в самых теплых и дружеских отношениях с Марго Фонтейн, Бетси Эриксон, Натальей Макаровой, Михаилом Барышниковым, а также с Уильямом Сарояном.

Армен Бали познакомилась с Рудольфом Нуриевым в 1967 году после первого выступления Нуриева в Сан-Франциско и пригласила его к себе в ресторан. «Я продаю свои танцы, а ты — свои блюда из барашка. И то, и другое великолепно», — шутил Нуриев.

Вот что пишет об Армен Бали Дайана Солуэй: «Низкорослая, полная и добродушная болтушка Бали, наделенная такой участливой теплотой, которая внушала чувство умиротворения даже незнакомым, была одной из самых колоритных фигур Сан-Франциско». Нуриева она очень любила, специально для него готовила его любимые блюда, могла приехать за ним, если ему случалось загулять, и потом сидела у его постели, пока он не уснет. Взбудораженный после выступлений артист засыпал с большим трудом.

Нуриев платил ей ответной любовью. Когда в 1983 году погиб в автокатастрофе сын Армен Бали — писатель Артур Бальянц, Нуриев бросил все свои дела и поспешил к Армен. Начиная с этого времени Армен начала считать Рудольфа своим вторым сыном. По своей собственной инициативе она приняла участие и в судьбе переехавших в США родственников Нуриева.

Дочь Армен — Джанет Этередж вместе с несколькими другими подругами ухаживала за Нуриевым в последние месяцы его жизни.

Эти две женщины, хорошо знакомые с волчьими законами делового мира, не покупались на красивые слова о «наследии великого артиста». Они прекрасно понимали, что когда речь идет о больших деньгах, то каждый в первую очередь хочет погреть руки. Для восточной женщины Армен Бали семья значила много, и поэтому она решила защитить интересы сестер и племянников Рудольфа.

Своим уфимским родственникам великий танцовщик оставил весьма скромные деньги: сестрам — по 200 тысяч долларов, племянникам — по 50 тысяч. Кроме того, они получили право пожизненно бесплатно проживать в купленных Нуриевым скромным квартирам. Конечно, это не могло их удовлетворить, к тому же злую роль сыграло и то, что ни одна из его сестер не видела своего брата на сцене в период его расцвета. Для них он остался «предателем Родины», который доставил им всем массу неприятностей, стыда и страха. Теперь после смерти он просто обязан был им компенсировать причиненные страдания — ну а всевозможные «фонды» с их точки зрения тут были ни при чем.

Армен Бали сумела понять их чувства. В результате долгой судебной тяжбы Европейский фонд Рудольфа Нуриева выплатил Гюзель и Розе 1 миллион 800 тысяч евро. А еще им достался один из многочисленных домов Нуриева, разбросанных по всему миру, — квартира в Монте-Карло, где сейчас они и проживают.

Впоследствии Джанет Этередж была избрана председателем «Американского фонда Нуриева», но будучи непрофессионалкой в юриспруденции, она мало что могла сделать против адвокатов Нуриева, захвативших власть в этом фонде.

Многие остались недовольны решением суда. Председатели Европейского и Американского фондов доказывали, что из-за выплаченных семье Нуриева денег его посмертные планы окажутся неосуществленными. Балетоманы с сожалением говорили о том, что Нуриев завещал свое огромное состояние специальным фондам, которые должны были открыть балетную школу, выплачивать стипендии талантливым молодым людям, желающим изучать балет. Но ничего этого не произошло. Куда делись миллионы великого танцовщика — не знает никто. Даже за его могилой в Париже никто не ухаживает, и дело тут явно невих двадцатой части, выплаченной сестрам покойного.

Настоящего музея Нуриева не существует — помещения не найдено. Вопреки воле танцовщика почти все его балетные костюмы, многие из которых представляли подлинные произведения искусства, пошли с молотка. И только благодаря стараниям Розы и Гюзель удалось отстоять хоть что-то. В Уфимском балетном училище и в Санкт-Петербурге в Кировском театре открыто по одному залу с экспозицией памяти Нуриева — но подлинных предметов там почти нет.

Фонды периодически выделяют субсидии, помогая молодым танцовщикам, и деньги на новые постановки, но это делается нерегулярно, и среди тех постановок не было ни одной, сравнимой по уровню с нуриевскими. На медицинские нужды идут лишь десятки тысяч долларов — ане миллионы, как планировал Рудольф.

Поделитесь на страничке

О завещании Нуриева и жадных наследниках

Широко известно, что Рудольф Нуриев был не только гением балета, но и миллионером. Гораздо менее известно, что он имел завещание, и кучу родственников. И уж совсем мало кому известно, какие вокруг этого завещания в 90-х развернулись судебные тяжбы в Европе и Америке. Для адвокатов - умереть от зависти, что не они представляли стороны.

Кому досталось наследство рудольфа нуриева

Рудольф Нуриев пользовался славой не только в узком кругу фанатов балета,
его знали тогда в мире абсолютно все


Нуриев обладал потрясающей работоспособностью (в год он мог давать до 300 спектаклей), и манией накопительства. Сбежав в 1961 году из СССР с 30 франками в кармане, к 1993 году он владел в США 500-акровым ранчо в Виржинии, домом в Дакоте и квартирой в Нью-Йорке.
Нуриеву также принадлежали во Франции вилла в Ла-Тюрби, две квартиры на набережной Вольтера в Париже, квартира в Монте-Карло княжества Монако, и дом на острове Санкт-Бартелеми во французской Вест-Индии. Нуриев также владел в Италии островом Ли Галли в Средиземном море.
Причем на свои резиденции Нуриев денег не жалел и считался страстным коллекционером - особенно он обожал роскошные старинные восточные ковры, старинную мебель и изображения обнаженных мужских тел в живописи и скульптуре. Сколько бы это не стоило (а также многочисленные акции и банковские счета), в 1993 году одна только недвижимость Нуриева предварительно оценивалась по минимуму в $21 млн. на $7 млн. активов находились в США.

Кому досталось наследство рудольфа нуриева

Маленький Рудик с мамой Фаридой. В 1987 году Нуриеву разрешат посетить СССР для встречи с умирающей матерью


Рудольф Нуреев появился на свет в поезде, который шел в Иркутск к новому месту службы его отца - политрука Красной Армии Хамета Нуреева, и в семье до Рудольфа уже было три дочки. Самую младшую и любимую из сестер - Розу, вместе с её дочерью Гюзель, Рудольф Нуриев забрал на Запад, как только появилась такая возможность.
14 апреля в Париже Рудольф Нуриев написал своё последнее европейское завещание и 28 апреля 1992 года в Нью-Йорке своё последнее американское завещание, которые предусматривали выплаты после его смерти $ 200 000 сестре Розе и $ 50 000 племяннице Гюзель, а также оговаривали право Розы жить бесплатно до конца своей жизни в нуриевской квартире в Монте-Карло. Остальные родственники Нуриева в России не получали ничего.
Основная же часть имущества переходила Вallet Promotion Foundation (BPF) (Фонду Нуриева для талантливых молодых танцоров). Распорядителем своего завещания, Рудольф назначил Барри Вайнштейна, американского адвоката из Чикаго, который вел дела Нуриева в Америке с 1974 года.
.

Кому досталось наследство рудольфа нуриева

СПИД в крови Нуриева был обнаружен в 1984 году. 6 января 1993 года, в возрасте 54 лет, он умер недалеко от Парижа.

В 1994 году Роза Нуреева-Франсуа и её дочь Гюзель Нуреева начали судебную тяжбу в Нью-Йорке, в которой требовали признать недействительным американское завещание своего брата и в Монако, где требовали признать недействительным его европейское завещание. Эти иски основывались на том, что адвокат Вайнштейн воспользовался болезненным состоянием звезды балета, его невменяемостью и неадекватностью, и составил завещание Нуриева практически в свою пользу.
Позже к американскому иску подключилась вторая сестра Нуриева - Разида Евграфова, со своими сыновьями - Виктором и Юрием Евграфовыми, а также Альфия Рафикова-Ягудина - дочь его третьей сестры Лиллы. Однако на судебных слушаниях они ни разу не появились, и следили за этим делом из Казани и Уфы.

Кому досталось наследство рудольфа нуриева

Семья Нуреевых за год до рождения Рудольфа.

Суд продолжался четыре года, пока 26 июня 1998 года Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка не признал законность завещания Нуриева. В судебном решении окружной судья Денни Чин указал: Рудольф Нуриев осмелился бросить вызов системе. Он не был человеком, которым можно было манипулировать, и остался верен себе даже перед смертью .

Кому досталось наследство рудольфа нуриева

Могила танцора на Сент-Женевьев-де-Буа. Хотя во всем мире его знали как Нуриев, официально его фамилия писалась как Нуреев


Но это американское судебное решение уже не имело никакого значения - в соответствии с мировым соглашением от 5 мая 1997 года, заключенным в Монако, подтверждалось право Розы Нуреевой-Франсуа до конца её жизни бесплатно проживать в нуриевской квартире в Монте-Карло, плюс Фонд Нуриева обязывался выплачивать старушке Розе пожизненную пенсию в размере $1500 (и пусть она живет тысячу лет). Но самое главное - Фонд Нуриева выплачивал Розе Нуреевой-Франсуа и её дочери Гюзели Нуреевой единовременно $1,8 млн. за отказ от своих европейских исковых требований.
Российские родственники Рудольфа Нуриева в этом мировом соглашении не упоминались, поскольку они не были сторонами в европейской судебной тяжбе, и не получали ничего. Так что будьте жадными, наследники - судитесь.
Если есть, конечно, за что, и на что&hellip

Номер 042 от 29-10-95
Полоса 016

  Рудольф Нуриев

Рудольф Нуриев: Потомок Чингисхана

Как и полагается потомку кочевников, Рудольф Нуриев явился на свет в пути и с тех пор так и не научился задерживаться на одном месте. Татарин по рождению, парижанин по месту жительства, австриец по паспорту, разъезжая, он коллекционировал квартиры, книги, картины. Все то, что в первой половине ноября будет пущено с молотка на аукционе Christie's.

Если бы Рудольф Нуриев остался в Ленинграде, он ходил бы сейчас пешком от Вагановского училища до своей квартиры на Невском, заседал в художественном совете Кировского театра и разыскивал западных спонсоров, чтобы отремонтировать отсыревшие репетиционные залы.
Вместо этого он тридцать лет слонялся по миру, никогда не отдыхал больше недели и спал в сутки не более шести часов.
Его любимая квартира находилась на набережной Вольтера в Париже, его завещание было вскрыто в Монако, его банковские счета - в Цюрихе, его общественная деятельность протекала в Америке.
Во всем этом было ровно столько же упорядоченности, сколько на складе елочных игрушек за два дня до Нового года.
Неудивительно, что и споры о наследстве Нуриева больше напоминают рождественский базар, нежели благопристойную юридическую процедуру.
Фонды по борьбе со СПИДом, которым предстоит получить большую часть, не в состоянии договориться между собой.
Аукцион Christie's уже распродал художественных ценностей и недвижимости на девять миллионов долларов.
И торопится распродавать дальше.
Как гром среди ясного неба объявились уфимские родственники и, обзаведясь адвокатами, требуют завещание отменить, распродажу прекратить, условия пересмотреть.
Старшая сестра Нуриева - Роза добивается соглашения, согласно которому можно будет некоторые из вещей Нуриева снять с аукциона и оставить в распоряжении семьи.
Чтобы создать в Уфе и Петербурге музей и школы имени Нуриева.
Адвокаты противоположной стороны ограничивают стоимость вещей, которыми могут распоряжаться родственники, пятьюдесятью тысячами долларов.
Суммой, карликовой даже для Уфы.
Но музей самому Нуриеву хотелось иметь все же в Париже, а не в Уфе.
К судьбе тех мест, которые он покинул тридцать пять лет назад он, в сущности, был совершенно безразличен.

Полет
Из всех балетных па самый большой успех Нуриеву принесла одна - пируэт в воздухе. Исполненный элегантно, в нужное время и в нужном месте.
Хотя парижский аэропорт, вероятно, и трудно счесть подходящим местом для танцевальных экзерсисов.
Но когда в 1961-м в Ле Бурже два сдержанных советских чиновника, вежливо и не глядя собеседнику в глаза, попросили Нуриева на пару дней прервать гастроли с Кировским театром и вылететь вместо Лондона в Москву, - двадцатитрехлетний танцовщик, долго не раздумывая, совершил то самое решающее па.
Которое с таким блеском воспитывала в своих учениках советская балетная школа.
Взлетев по одну сторону барьера заграждения, он приземлился по другую. И передал себя под опеку полиции республики Франция.
Вслед за этим последовала пауза в сорок пять минут, предписанная французским законодательством.
Беглецам из социалистического парадиза была гарантирована возможность три четверти часа провести в полной тишине и уединении. Дабы обдумать последствия.
Сорок пять минут Нуриев потратил на то, чтобы обдумать, хватит ли ему денег на ужин. И кому можно позвонить в совершенно чужом городе.
Но в аэропорт уже неслись машины с фотокорреспондентами и журналистами.
На протяжении последовавших нескольких недель советское посольство в Париже сотрясали молнии.
А европейская публика читала прочувствованные истории про юного гения из города с диким названием Уфа. Который родился в скором поезде, по дороге из Сибири в Башкирию.
И свой первый балетный класс стал посещать в семнадцать лет - лет на десять позднее положенного возраста.

Love Story
Иссушенный цивилизацией Запад поклонялся Нуриеву с исступлением, приличествующим разве что языческим солнцепоклонникам.
Журналисты называли это - "Руди-мания".
Марлен Дитрих стучалась в его гримерную с просьбой об автографе.
Якоб Ротшильд по шальной прихоти Нуриева в полночь обзванивал своих влиятельных друзей и требовал, чтобы для Рудольфа сию же минуту открыли Лондонскую Национальную галерею (ему, разумеется, не отказали).
Престарелая Ольга Спесивцева, некогда блистательная звезда дягилевских сезонов, простаивала вместе с кордебалетом в кулисах - в вельветовом беретике и с бисерной сумочкой, - чтобы не пропустить его выход.
Греческий миллиардер Ставрос Ниархос терпеливо ожидал, когда у Рудольфа выдастся свободная неделя. Чтобы устроить в его честь морскую прогулку на одной из своих драгоценных яхт.
Приехав на гастроли в Соединенные Штаты как-то в 1986-м, Нуриев немедленно был окружен конной полицией. Только при этих условиях американское государство согласилось взять на себя ответственность за его безопасность.
Площадь перед Metropolitain Opera была похожа на лагерь беженцев. С запасами еды, питья и спальными мешками люди ночевали четыре дня перед зданием, дожидаясь открытия кассы.
Одному предприимчивому гражданину США пришло на ум продавать перед Metropolitain Opera фотографии Нуриева, расхаживая среди этого живописного бивуака. К концу гастролей гражданин подсчитал прибыль и выяснил, что ее с избытком хватает на год жизни в Европе.
В конце семидесятых расписание Нуриева включало двести пятьдесят выступлений в год - рекорд, не превзойденный еще ни одним танцовщиком за всю историю балета.
Великим Рудольфа Нуриева назвали в тот самый вечер, когда он впервые вышел на парижскую сцену.
За следующие тридцать два года это определение не было поставлено под сомнение - никем и ни разу.

Тэги:

Главные новости от «Ъ» вы можете получать на e-mail

LiveInternet LiveInternet

- Приложения

  • Я - фотограф Плагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Открытки Перерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Стена Стена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку Обновить
  • Всегда под рукой аналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • - Метки

    - Рубрики

    - Поиск по дневнику

    - Подписка по e-mail

    - Интересы

    - Друзья

    - Постоянные читатели

    - Сообщества

    - Статистика

    Создан: 21.09.2013
    Записей: 16796
    Комментариев: 2553
    Написано: 20873

    Вся правда о Рудольфе Нуриеве

    Друзья, для тех, кто еще не знаком с историей жизни Рудольфа Нуриева, эта информация будет весьма интересна. Биография Рудольфа Нуриева вызывает много споров и разных мнений, но никого не оставляет равнодушным.

    Досье: Рудольф Хаметович Нуриев (Нуреев). Дата рождения: 17 марта 1938. Дата смерти: 6 января 1993 (54 года). Род деятельности: советский, английский и французский артист балета и балетмейстер.

    В 1983-1989 годах Рудольф Нуриев являлся художественным руководителем балета Парижской Гранд Опера. В 1991 году в Вене дебютировал как дирижер.

    Гражданство: СССР, Австрия. Награды: (Франция) Командор ордена Искусств и литературы, Кавалер Ордена Почетного легиона. Рост 1,73 м

    Биография Рудольфа Нуриева - путь к успеху

    Детство и юность

    Необычный и непохожий на других, Рудольф Нуриев появился на свет также необычно - он родился в поезде, где-то под Иркутском. Из четверых детей он был единственным сыном.

    Семья его была татарского происхождения, из советской Башкирской Республики. Его отец был военнослужащим. Вскоре после рождения Рудольфа он получил назначение в Москву.

    Кому досталось наследство рудольфа нуриева

    В 1941 году началась война. Рудик с матерью и сестрами из Москвы перебрались в Уфу. Они жили в деревянном доме вместе с другими семьями.

    Жизненные условия были отвратительными, туалет на улице. Все жили в крайней бедности, но семья Нуриевых была беднее всех.

    Когда Рудольф поступил в школу, над ним все издевались потому, что он носил пальто сестры и у него не было обуви.

    Накануне Нового 1945 года, матери Рудольфа удалось по одному билету провести всех детей на балет Журавлиная песнь, который проходил в театре Уфы. Это событие изменило судьбу Рудика.

    С этого момента Нуриев решил стать танцовщиком. Он стал посещать школьный кружок народных танцев. Затем он занимался в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся в ссылке. Убедившись в способностях мальчика, ему подали мысль продолжить занятия в престижной Ленинградской балетной школе.

    В пятнадцать лет Нуриев дебютировал в кордебалете на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, в 1954 году был принят в труппу театра.

    Дальнейшая учеба в Ленинграде казалась невозможной, тем более, что отец запретил сыну ходить на занятия танцев под предлогом, что это препятствует школьным занятиям. Но Рудольф был упрям!

    В 1955 году, несмотря на большое отставание по возрасту, он был принят в Ленинградское хореографическое училище. Учился в классе Александра Пушкина - артиста балета и выдающегося педагога.

    С другими учениками у Рудольфа отношения не сложились. Его дразнили, обзывали деревенщиной. Рудольф не смог ужиться в интернате и ему пришлось поселиться у своего педагога.

    Нуриев и Дудинская

    После окончания училища в 1958 году, благодаря приме - балерине Наталии Дудинской, он остался в Ленинграде и был принят в театр оперы и балета имени С. М. Кирова (с 1992 года - Мариинский театр).

    Кому досталось наследство рудольфа нуриева

    Лауренсия. Рудольф Нуриев и Наталия Дудинская

    Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете Лауренсия, исполнив партию Фрондосо. Это был ошеломляющий успех! Ей было 49 лет, а Нуриеву - 19!

    Невозвращенец

    16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ за нарушение режима нахождения за границей, Нуриев был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне. Но он отказался вернуться в СССР и попросил политического убежища.

    Рудольф Нуриев стал невозвращенцем - первым среди артистов. В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к 7 годам заключения.

    В Париже Нуриев сразу же был принят в гастрольную труппу Балета Маркиса де Куэваса. Но Франция отказалась дать ему статус политического беженца и Нуриев отправился в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена, затем переехал в Лондон.

    Эрик Брун и Рудольф Нуриев

    В 1962 году Нуриев познакомился со знаменитым датским танцовщиком Эриком Бруном, оказавшим большое влияние на становление хореографии и стиля танцовщика. Брун - огромного роста датчанин неземной красоты, всемирно известный танцор, считавшийся одним из самых выдающихся танцовщиков XX века.

    Кому досталось наследство рудольфа нуриева

    Трудно сказать, кто был первым мужчиной - любовником Нуриева, но то, что его первой и величайшей любовью всей жизни стал Эрик Брун- несомненно. Причем Нуриев сначала влюбился в его танец, а потом в него самого.

    Эрик был идеалом для Нуриева. Он был на 10 лет старше его, высок и красив, как бог. Он от рождения обладал теми качествами, которых Нуриев начисто был лишен: спокойствия, сдержанности, такта. А главное - он умел то, чего не умел Нуриев. Рудольф был полной противоположностью Эрика. Не секрет, что у Нуриева был несносный характер, он мог быть достаточно груб и резок.

    Рудольф Нуриев и Эрик Брун

    Кому досталось наследство рудольфа нуриева

    Их бурный любовный роман, длившийся четверть века, окончательно рухнул, когда Рудольф узнал, что в Торонто (где Эрик тогда руководил Национальным балетом Канады) у Эрика завязался роман с одной из его учениц, которая в итоге родила от него дочь.

    Но хотя с любовными отношениями между ними все было покончено, духовная связь длилась до конца жизни, пережив все измены, конфликты, разлуки.(Видео)

    Мой датский друг Эрик Брун помог мне больше, чем я могу выразить, - сказал Нуриев в одном интервью. - Он мне нужен больше всех.

    В 1986 году Брун умер от рака легких. Он очень много курил! Рудольф тяжело переживал смерть Эрика и никогда и не смог оправиться от этого удара.

    Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев

    В 1962 году Нуриев подписал контракт с Лондонским королевским балетом, что было фактом беспрецедентным: туда не брали людей без британского подданства. Но для Нуриева было сделано исключение, и он стал партнером блистательной английской балерины Марго Фонтейн.

    Кому досталось наследство рудольфа нуриева

    Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев

    В Англии Фонтейн была единственной и самой яркой звездой (супруга панамского юриста и дипломата Тито де Ариаса). Когда она познакомилась с Нуриевым, ей было 42 года (ему - 24) и она собиралась оставить сцену. Именно Нуриев вдохнул в ее танец, невероятную чувственность. Они считались самым гармоничным балетным дуэтом своего времени.

    Конечно, это был платонический и, в первую очередь, творческий союз, но когда сегодня смотришь записи их танцев, невольно приходишь к мысли, что их связывало очень глубокое чувство. (Видео)

    На протяжении почти 10 лет, вплоть до ухода Фонтейн со сцены, Рудольф продолжал оставаться ее постоянным партнером.

    Через пять лет после смерти Эрика Рудольф простился и с дамой своего сердца Марго Фонтейн. Она умерла 21 февраля 1991 года, спустя двадцать девять лет с того дня, как она и Рудольф впервые танцевали в Жизели. Он был ее партнером в спектаклях почти 700 раз! Согласно её желанию, Марго была похоронена в одной могиле с мужем, которого пережила на два года.

    Рудольф Нуриев и его мужчины

    Рудольф Нуриев был гомосексуалом, однако в юности имел и гетеросексуальные отношения.

    Рудольф Нуриев встречался со многими партнерами, среди которых называют (помните, что свечку никто здесь не держал) Фредди Меркьюри, Мига Джаггера, Элтона Джона и Жана Марэ, но любил Нуриев одного - Эрика Бруна. Для Нуриева он был больше, чем любимый человек. После смерти Бруна у Нуриева больше не было сильных чувств к кому-либо.

    Многие осудят Нуриева. Но это его личная жизнь. Как говорил Томас Нойрвит (Кончита): Важен только исключительно человек, у каждого должно быть право жить так, как он считает нужным, если это никому не причиняет вреда.

    Свидание с матерью

    В 1987 году он смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью - виза была дана на 48 часов, причём артисту не дали возможность контакта со всеми, кого он знал в молодости.

    Причина смерти Рудольфа Нуриева

    В 1983 году в крови танцовщика был обнаружен ВИЧ. Диагностика показала наличие вируса в крови уже несколько лет. Тогда о болезни было известно крайне мало: танцор начал лечение не сразу и принимал экспериментальные лекарства. Болезнь прогрессировала. Нуриев скончался от осложнений СПИДа 6 января 1993 года недалеко от Парижа.

    Могила Рудольфа Нуриева

    Согласно его желанию, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром.

    Кому досталось наследство рудольфа нуриева

    Могила Рудольфа Нуриева

    Цитаты Рудольфа Нуриева

  • Я хочу иметь возможность работать повсюду - в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио и, разумеется, в самом, на мой вкус, прекрасном из театров - сине-серебряном Кировском в Ленинграде. Мне двадцать четыре года. Я не желаю, чтобы кто-то решал за меня мое будущее, определял, в каком направлении мне следует развиваться. Я попробую дойти до этого самостоятельно. Вот что я понимаю под словом свобода.
  • Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие всем - это не оригинально.
  • На каждом па должен лежать отпечаток собственной крови.
  • Секрет успеха

    Драматические обстоятельства его приезда на запад продвинули Нуриева на первое место, но продержался он благодаря сильнейшей личности.

    Неутомимо выступая, каждый вечер, месяцами, годами, во всем мире, в широчайшем репертуаре, он растрогал больше публики, чем какой-либо другой танцовщик. В 1975 году число выступлений достигло трёхсот! Он полностью изменил пассивную роль танцора в классическом балете.

    Однажды в интервью Рудольфа Нуриева спросили, в чем секрет успеха его работы за границей. Он ответил: Я мало спал и много работал. И это определило всю его жизнь.

    Источники:
    profilib.com, biography.wikireading.ru, oadam.livejournal.com, www.kommersant.ru, www.liveinternet.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное