Какова главная мысль текста ровное наследство

Как определить главную мысль текста?

На уроках литературы учителя часто просят определять главные мысли текста. Многим это откровенно не нравится. Но это полезный навык. С его помощью вы сможете быстро прочитывать статьи и заметки. При помощи правильного определения главной мысли можно справляться даже со студенческой программой. И как определить главную мысль текста правильно, вы узнаете далее.

Определяем главную мысль текста

Для начала, просто прочитайте заголовок. Именно в нем и кроется главная мысль текста, только она существенно сжата. Именно с заголовком связано то, что хотел сказать автор. Особенно это касается научных и публицистических статей.

Также в названии может быть скрыт смысл. Например, если текст называется Без труда не вытащишь и рыбку из пруда , то он не про рыбалку. Такое повествование связано с вопросом работы и лени.

Также вы можете бегло просмотреть текст. Посмотрите, где именно ставятся акценты. Это позволит уже за несколько минут определить то, о чем необходимая вам статья.

Как определить главную мысль художественного текста?

Какова главная мысль текста ровное наследствоКонечно, прочитать текст все равно придется. И вы должны понять, о чем его каждая часть. Потом вам останется сопоставить все части и понять общую идею.

Также надо посмотреть отношение автора к вещам и предметам. Например, если он пишет наш смелый Петр Николаевич , то к данному персонажу он относится хорошо. Именно из такого отношения и формируется главная мысль.

Вам необходимо уметь отделять эмоциональный фон от основного сюжета. В такой фон входят:

  • Описания природы (если речь во всем тексте, конечно, идет не о природе)
  • Рассуждения
  • Описания обстановки
  • Уходы от сюжета
  • Описания лиц.
  • А вот основа текста более четкая и более понятная. Как правило, автор четко выражает свою позицию. Вам остается только отделить ее от описаний и повествований.

    Определяем основную мысль в большом тексте

    Чтобы разобрать большой текст вам необходимо понять, как автор относится к событиям, которые в нем происходят. Чем больше он придает чему-то значение, тем ближе это что-то к основной мысли.

    Часто основные мысли высказываются в конце текста. Загляните в самый конец. Последние пару абзацев - это своеобразный итог. Но это не всегда так. Значит, читать текст все равно придется.

    Когда вы определили основную мысль, нужно понять, насколько она правильная. Автор может и ошибаться. И если вы так считаете, то можете это аргументировать. Именно так написано в заданиях ЕГЭ.

    А вообще, для качественного определения основ текса вам потребуется хорошая эрудиция. И если вы постоянно читаете и пытаетесь само развиваться, то для вас такие проблемы не будут серьезными.

    Сочинение-рассуждение. Какова основная мысль текста?

    супералинка 23 окт. 2016 г. 10:38:01 (9 месяцев назад)

    23 окт. 2016 г. 11:57:15 (9 месяцев назад)

    Основная мысль текста о России,мучительно искавшей и ищущей пути своего дальнейшего развития.
    Образ писателя это образ самой России,пытающейся понять,что же с ней происходит.А ответа то нет.
    Россия страдает.но дышит великой силой,затаённой энергией.
    Она больна,но сила духа в ней несомненна.


    Россия ждёт только толчка,и она проснётся и воспрянет.

    Какова главная мысль текста ровное наследство

    23 окт. 2016 г. 14:06:20 (9 месяцев назад)

    Первое, что приходит в голову в качестве основной мысли: "Человек смертен, но душа его устремлена к великому". Для каждого это "великое" проявляется в разном на момент его жизни. У Гоголя это одно. У скульптора Андреева - другое. Но и тот, и другой шли против течения и оставили после себя незаурядные произведения. С аргументами, увы, не помогу :( Про основную мысль попозже ещё покажу одному человек, может что умное скажет.

    Читайте также

    TaylorWarren / 05 нояб. 2014 г. 0:39:29

    ДОЖДЬ."письменно ответьте на данные вопросы в виде связного высказывания.Озаглавьте свой текст)Счастье зачастую оказывается совсем не там, где его ждешь. Оно появляется, и мы не замечаем его, и лишь после до нас доходит, что это ведь и было в общем-то счастье. Оно складывалось для меня из лесной свободы, усталости от обычной ходьбы, из ржаного ломтя, из смоляного запаха и гулких ударов шишек об родимую землю. Тонкий свист рябчика, красноватые окна домика в сумерках, костер, раздвигающий тьму. Сосновая лапа на окне в банке из-под консервов, белый цвет земляники. Но сейчас я думаю о том, что человеку нужно, наверное, узнать все прелести цивилизации, прежде чем прийти к такому пониманию счастья. Нет, людям нужно и то и другое. И свист рябчика не понять, пока не набьют оскомину звонки телефонов и заполонившая эфир морзянка, не понять ядреной смоляной лапы в стеклянной банке, пока не напокупаещься бескровных столичных мимоз. Не узнаешь прелесть ходьбы по лесным тропам, пока досыта не налетаешься на звенящих самолетах.

    Bublik07 / 14 июля 2013 г. 22:26:19

    Lamaua / 03 февр. 2015 г. 16:57:46

    EvgeshaC / 08 февр. 2014 г. 18:32:02

    Развернутый ответ на вопрос. Какова основная мысль текста? ( если напишите абы как, пожалуюсь на неполный ответ, и не получите вы ни одного балла. Я в интернете и сама могу найти тупые ответы, мне нужен четкий и развернутый )
    И объяснить лексическое значение выделенных слов(выделю в тексте)

    Текст :
    И еще один дар дала нам наша Россия. это наш дивный,наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она - наша Россия. В нем все дары ее. и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм и стихийность, и четкость и простота, и размах, и паренье и мечтательность . и сила, и ясность, и красота.
    Все доступно нашему языку. И потому он властен все выразить,изобразить и передать. В нем гуденье далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты.В нем травяные шелесты и вздохи. В нем и клекот, и гром, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плески чуть слышны. В нем - вся поющая русская душа и эхо мира, и стоны человеческие, и зарцало божественных видений.
    Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его - его язык.

    натали6 / 12 апр. 2015 г. 16:15:04

    В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе и как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
    Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
    Бывает, погасшая звезда для людей на Земле горит еще тысячи лет.
    Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды.


    Помогите пожалуйста срочно. Завтра уже сдавать!!

    Вы находитесь на странице вопроса " Сочинение-рассуждение. Какова основная мысль текста? ", категории " русский язык ". Данный вопрос относится к разделу " 5-9 ". Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории " русский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

    VI. Сопоставление темы и основной мысли текста.

    – Существует ли разница между темой и основной мыслью текста? Объясните это на примере текста «Глоток молока».

    – Посмотрите, как это отражено в схеме-опоре.

    Какова главная мысль текста ровное наследство

    – Ещё раз уточните разницу между темой и основной мыслью текста. (Тема лишь называет то, о чем говорится, а основная мысль выражает отношение автора к тому, что он рассказывает, это главное, что он хотел сказать.)

    VII. Письменный пересказ текста по опорным словам (упр. 105, с. 56).

    1. Работа по содержанию.

    – Прочитайте текст. Определите его тему. (Рассказывается о жизни двух плугов.)

    – Знаете ли вы для чего нужен плуг? Расскажите, как его используют в работе.

    – Какие устаревшие слова встретились в тексте? (Лавка, купец.) Объясните их значение.

    – Какова основная мысль текста? (Труд сохранил первый плуг от старения. Главное в жизни – это труд.)

    2. Озаглавливание текста.

    – Какой заголовок вы придумаете для этого текста? (Два плуга. История о двух плугах. Как работа плуг сохранила. Труд красит, а лень портит. И т. д.)

    3. Наблюдение над оформлением диалога на письме.

    – Прочитайте предложения, передающие разговор плугов.

    – Это диалог. Диалогом называется разговор двух и более лиц. Посмотрите, как записаны в тексте эти предложения. Найдите в них слова автора.

    – Как они отделяются от слов плугов?

    – Кавычки в диалоге не ставятся. Каждое высказывание (реплика) пишется с новой строки. Перед репликой ставится тире.

    4. Выделение опорных слов. Устный пересказ по опорным словам (можно записать их на доске).

    5. Запись текста в тетрадь по памяти.

    VIII. Домашнее задание: упражнение 104, с. 56.

    Основная мысль текста

    Основная мысль текста - это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор.

    Умение определять основную мысль текста очень важно. От него зависит качество усвоения и скорость понимания текста. Постоянно растущий объем информации заставляет работать с текстами не только школьников и студентов, но и взрослых людей. Быстрое выделение основной мысли позволит снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых текстов, облегчив работу.

    В ЕГЭ по русскому языку включено задание, проверяющее ваше умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста. Это задание А27. Модель задания предполагает выбор тобой такого ответа, где сокращение текста проведено с сохранением полного объема информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. Тебе необходимо соотнести содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и найти предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.

    В исходном тексте задания А27 в каждом варианте содержится 3 предложения. Вывод (ответ на вопрос) заключен либо в первом, либо в третьем предложении текста чаще всего – в третьем.

    Разберем задание, предложенное в демоверсии ЕГЭ.

    Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

    В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.

    2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

    3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

    4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

    Какая информация содержится в тексте? Этот текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь – это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь – это крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Какой же из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Конечно, главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница. Следовательно, основная мысль текста в ответе № 3: В планах экономического развития России уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

    А28

    Чтобы решить это задание, нужно понять смысл текста.

    О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»?

    1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.
    2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный
    поступок.
    3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать
    физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
    4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.

    Высказывание героя говорит о духовном перерождение автора. Бои здесь не при чем, значит, первый вариант неверный. В тексте нет сожаления героя, поэтому второй вариант ответа не подходит. Автор письма действительно не трус, но эти слова не отражают суть высказывания. Таким образом, верный ответ - №3.
    Потренируйся.

    1. Прочитайте текст.

    Еда дает человеку силы, необходимые для жизни. Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию. Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всем частям организма, и, когда в крови достаточно питательных веществ, мы чувствуем сытость .

    В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    1) Силы, необходимые для жизни, человек получает в результате пищеварения: энергия из продуктов питания превращается в химическую энергию, и кровь разносит питательные вещества по организму, насыщая его.

    2) Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию.

    3) Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всему нашему организму.

    4) Пищеварение – это процесс перехода энергии из продуктов питания в химическую энергию.

    2. Прочитайте текст.

    В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. Важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.

    В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    1) Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.

    2) В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.

    3) Сохранение ландшафтов – природного наследия человечества – одна из самых главных задач современного общества.

    4) Вступление в права наследования предполагает не только обладание определенным достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.

    3. Прочитайте текст.

    В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях.

    В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, - в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.

    2) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.

    3) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.

    4) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.

    Ответы: 1) 1 2) 3 3) 2.

    Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

    Тема текста, основная мысль текста.

    Цель урока: закрепление и обобщение изученного о теме и основной мысли текста Задачи: закрепить коммуникативные знания о теме и основной мысли высказывания развивать устную и письменную речь учащихся повторить правописание слов, в которых могут быть допущены орфографические ошибки развивать догадку, воображение, литературно-творческие способности учащихся.

    Фронтальный опрос: - Что такое тема текста? - Где чаще всего отражается тема? - Что такое основная мысль текста? - Где может быть выражена основная мысль текста?

    - Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится.) - Где чаще всего отражается тема? (Очень часто тема текста отражается в его заглавии.) - Что такое основная мысль текста? (Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.) - Где может быть выражена основная мысль текста? (Основная мысль текста может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.)

    Работа с текстом Тропинка Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёлые берёзовые переле…ки в…ётся л…сная тр…пинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тр..пинке. Гуляя в лесу, мы слыш..м и вид…м, как ж…вут звери и птицы, растут, разг..варивают между собой д…рев..я и меняют(?)ся вр..мена года. Много ч…дес раскрыла (перед) нами л…сная любимая тр…пинка.

    Работа с текстом (устно) Что называется текстом? Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить. У текста есть заглавие – «Тропинка». Что отражается в заглавии? (тема текста)

    Работа с текстом (устно) Что называется темой текста? Тема текста – то, о чем говорится в тексте. 2. Что такое основная мысль текста? Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор. 3. Какова тема нашего текста? Тема текста – лесная тропинка. 4. Какова основная мысль текста? Лесная тропинка интересна, любима.

    Работа с текстом (устно) 5. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их. 1. Начало (1-е предложение). 2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что мы видим и слышим, гуляя по тропинке). 3. Заключение (последнее предложение. Оно же конец предложения). Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

    Внесите в отрывок из сочинения школьницы исправления в соответствии с замечаниями, сделанными на полях

    Работа с текстом (письменно) Цель: озаглавить, списать текст определить тему и основную мысль текста. На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.

    Работа с текстом (устно) Можно ли этот отрывок назвать текстом? Назовите основные признаки текста. Заглавие (Цветущая верба) тема ( цветущая верба) основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске) связность (верба – она- деревце) композиционная завершенность.

    Подведение итогов урока Что такое тема и основная мысль текста? Помогло ли вам увиденное на уроке узнать больше о том, что такое тема и основная мысль текста? Почему необходимо знать, что такое тема и основная мысль текста? В каких случаях это обязательно пригодится?

    Подайте заявку сейчас на любой интересующий Вас курс переподготовки, чтобы получить диплом со скидкой 50% уже осенью 2017 года.

    Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
    По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

    16+ Свидетельство о регистрации СМИ:
    Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

    Адрес редакции и издательства: 214011, РФ,
    г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
    Контакты: [email protected]

    Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Источники:
    podrostkoff.ru, russkij-yazyk.neznaka.ru, mylektsii.ru, 5-ege.ru, infourok.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное